Михаил Бабийчук: «Я ни разу не пожалел, что выбрал профессию строителя»

AO «Инвестиционно-строительная компания Ямало-Ненецкого автономного округа» - одна из крупнейших строительных организаций России, которую со дня основания, на протяжении без малого двадцати лет, возглавляет опытный строитель, профессионал высокого уровня Бабийчук Михаил Владимирович.
За прошедшие годы компания возвела «под ключ» более трёхсот объектов в Салехарде, Лабытнанги, в городах и поселках ЯНАО, Тюмени и Екатеринбурге.
Накануне юбилея генерального директора АО «ИСК ЯНАО» Деловой журнал «Профессионалы России» провёл большое интервью о многолетней деятельности компании, работе СРО в регионе, кадровых проблемах и семейных ценностях.
Состоялся долгий, содержательный и вдумчивый разговор, в процессе которого Михаил Владимирович Бабийчук ответил на вопросы главного редактора журнала.


Справка: Бабийчук Михаил Владимирович

Генеральный директор АО «Инвестиционно-строительная компания ЯНАО», Председатель Правления СРО «Союз строителей ЯНАО», председатель комитета ТПП ЯНАО по строительству в сфере предпринимательства, председатель комитета городской Думы МО города Салехарда по строительству, землепользованию и развитию предпринимательства, заслуженный строитель ЯНАО, заслуженный строитель Российской Федерации.
Родился 6 мая 1952 года в Винницкой области Украинской ССР, окончил Киевский политехнический институт и Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. Кандидат экономических наук.
В 1969 году начал трудовую деятельность на украинских предприятиях строительной отрасли, где прошел путь от столяра-станочника до главного инженера. На Ямале с 1985 года. Работал главным инженером, начальником строительно-монтажного управления НГДУ «Муравленковскнефть», первым заместителем главы администрации города Муравленко. С 1997 года живет и работает в городе Салехарде. Более года возглавлял ГП «Управление капитального строительства ЯНАО». С 1998 года по настоящее время работает генеральным директором АО «Инвестиционно-строительная компания Ямало-Ненецкого автономного округа».
Под руководством М.В. Бабийчука была создана специализированная детско-юношеская школа бокса.
Награждён почётными грамотами Губернатора Ямала, Главы города, Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, общественными наградами.
Почетный гражданин города Салехарда,
В 2017 году Бабийчук Михаил Владимирович стал обладателем почётного звания «Профессионалы России», которое Деловой журнал «Профессионалы России» присуждает за профессионализм, высокую деловую репутацию и информационную открытость.

- Михаил Владимирович, примите поздравление с юбилеем и пожелания крепкого сибирского здоровья и новых свершений! Волею судьбы Вы уже более 30 лет живёте на Ямале. Чем для Вас за эти годы стал Север?

- Спасибо за поздравление. 65 лет – хороший повод оглянуться назад, посмотреть, что уже сделано, а что ещё обязательно надо сделать. На Ямал я приехал в 1985 году «поднимать» Север, и за это время Север, конечно, стал родным домом, потому что лучшие годы прошли здесь, и были они плодотворными и по целям, и по задачам. В нашей стране 70-80-е годы – это время подъёма Крайнего Севера, проведены огромные работы, в которых участвовали люди со всего пространства Союза. Все советские республики внесли свою лепту в развитие Севера, и эта совместная работа дала в то время серьёзный мотив для укрепления страны как огромного государства. Люди, которые приехали со всех уголков огромной страны, внесли свой вклад не только в строительную отрасль, но и в нефтегазовые предприятия, которые работают до сих пор.
Север – это стихия, которая захватывает. Приехал я на Север уже не юным, мне было около 35 лет. Труд был тяжёлый, работали иногда и по 20 часов в сутки, но не жаловались, знали, для чего. И что сторицей воздастся, как тем, кто работал на Севере, так и нашей стране. И хотя родился я в Винницкой области, сегодня мой дом – Север.

- Большое дело в своей жизни мечтает сделать каждый человек. Вы сделали это большое дело, при Вашем активном участии построен целый современный город. Новый облик Салехарда – это Ваша огромная заслуга. Расскажите об особенностях строительства в единственном городе мира, который находится на Полярном круге.

- Строительство Салехарда, его новый облик – это, конечно, не только моя заслуга, это коллективный труд многих людей, предприятий и строительного, и нефтегазового комплекса. Это большая заслуга Юрия Васильевича Неёлова, первого губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, который родился в этом городе, отдал ему много лет плодотворной творческой жизни, возглавлял округ с 1994 по 2010 годы, и благодаря ему округ активно развивался, а город строился. Кстати, за особые заслуги именем Юрия Неёлова назван самолёт Airbus, А320-214. Сейчас Юрий Васильевич представляет Ямало-Ненецкий автономный округ в Совете Федерации.
В те годы многие, и я в том числе, ехали на Север по зову сердца строить не только Салехард, но и другие города Ямала. Когда мы приехали в регион, Салехард был уездным городом в деревянном исполнении, где практически не было дорог. Тогда женщины постоянно носили резиновые сапоги, чтобы пробираться через грязь, а о туфлях, тротуарах и хороших дорогах только мечтали. Всё это появилось гораздо позже, была проделана огромная работа, чтобы превратить Салехард в настоящую столицу округа. Облик города создавался благодаря и администрации города, и правительству ЯНАО, которые поверили в нашу компанию. Созданное в 1998 году на базе государственных предприятий капитального строительства Акционерное общество было тогда революционным шагом, и именно в те годы началась ускоренная застройка Салехарда. Ситуация в стране была довольно тяжёлая, серьёзный кризис, но строители в этих крайне трудных условиях делали своё дело, выполняли задачи, поручения руководства округа и города, перевыполняли план и безукоризненно соблюдали сроки. Благодаря героическому труду строителей на Полярном круге построен наш прекрасный город Салехард, который не уступает многим российским и европейским городам.

- Действительно, Ваша компания задала в регионе очень высокую планку строительства и жилых домов, и других объектов. Какие построенные здания – гордость организации?

- Разные объекты: аэропорт, школы в Салехарде и в районах, железнодорожный вокзал в Лабытнанги, Ледовый дворец, Окружной дом национальных культур, жилые кварталы Салехарда.

- Вы занимаете разные должности, давайте по порядку. Как генеральный директор «ИСК ЯНАО», расскажите про свой коллектив.

- Наш трудовой коллектив всегда состоял из профессионалов. В настоящее время объёмы строительства уменьшились, соответственно, и коллектив стал меньше. А раньше, когда мы сдавали в год более 60 разноплановых объектов: и школы, и больницы, и жилые кварталы – коллектив был большой, дружный, профессиональный. Вспоминается строительство вокзала в Лабытнанги – сейчас это транспортные ворота Ямала. Тогда работали замечательные профессионалы, люди творческие, которые за дело болели душой. В то время в компании было 28 направлений деятельности: кроме строительных, транспортные, таможенные и другие предприятия. В масштабный процесс деятельности вовлекались и многие организации округа. Это был огромный слаженный механизм с профессиональными кадрами, который работал на цель, на конечный результат. Люди собрались северной закалки, многие отработали на Ямале уже по 10-15 лет. Костяк был небольшой, но это были проверенные, «свои», надёжные люди, как говорится, «сделанные из стали». Сейчас таких людей очень мало, да и задачи в то время ставились иные. Не сдать объект или не успеть было невозможно: и карали серьёзно, и гордость от сдачи была такой силы, что старались изо всех сил. Не было понятия «не можем», было понятие «надо». И коллектив справлялся.

- В следующем году – 20-летие компании «ИСК ЯНАО». Расскажите о важных периодах в жизни организации.

- Одним из важных моментов было строительство аэропорта. Руководством региона была поставлена задача построить аэропорт в кратчайшие сроки. Так совпало, что в то время планировалась первая на Ямале международная конференция с большим количеством гостей, в том числе зарубежных. Кроме аэропорта, нужны были и другие объекты для приёма делегаций. Были построены гостиницы хорошего уровня, которых раньше в городе почти не было, проведена реконструкция ОЦНК – Окружного центра национальных культур. Строительство всех этих объектов было поручено нашей компании «ИСК ЯНАО», мы справились достойно и в обозначенные сроки. Конечно, такие масштабные задачи были выполнены не одной нашей компанией, а совместно с подрядчиками, партнёрами. В аэропорту активно работали фирмы «Надымдорстрой», «Сибстроймеханизация» и много других организаций. А в строительство города, реконструкцию объектов в то время довольно серьёзно вписалась турецкая фирма «Ямата». Кроме того, иностранные компании Турции, Канады, Финляндии, Италии были у нас и поставщиками, и подрядчиками, и субподрядчики. Это была крайне сложная, но очень интересная работа.
В дальнейшем развитие и застройка города были чётко спланированы, к нам на совещания часто приходил губернатор, участвовал в градостроительных советах, что давало довольно серьёзное движение развитию города и проектам в организационном плане. Помощь правительства региона давала мощный стимул и возможности для современной застройки города, ведь в то время был сложный, кризисный период в стране и, соответственно, в регионе, было безденежье, постоянные неплатежи. Выручали бартеры, хотя экономически они были не очень выгодны: по бартеру в несколько раз завышались цены. Сейчас можно приобрести строительные материалы в 2-3 раза дешевле, чем тогда, по бартеру. Но в то время производство строительных материалов в стране отставало очень серьёзно, и матресурсы на строительство поставлялись из других стран, в основном из Турции. Например, только для строительства взлётно-посадочной полосы аэропорта 28 заводов комплектовали и поставляли нам плиты, и это давало много проблем при укладке, именно потому, что плиты были с разных заводов и могли немного отличаться.
Уникальность аэропорта была довольно серьёзная. Сначала ввели в эксплуатацию половину взлётной полосы длиной 1700 метров, и такой длины было достаточно для взлёта и посадки - тогда летали в основном на Як-40. При строительстве второй половины полосы было принято решение идти навстречу уже построенной половине, чтобы в итоге замкнуть эту полосу. Во время строительства полосы ни на один день не прекращались полёты в аэропорту! Была огромная ответственность, нельзя было ошибиться в расчётах стыковки плит. В итоге, когда укладывали «золотую» стыковочную плиту, погрешность была всего в несколько миллиметров. И тогда впервые на новую посадочную полосу приземлился Ту-134. Это произошло осенью перед арктической конференцией. За строительство аэропорта три сотрудника были удостоены звания «Заслуженный строитель РФ», организация получила грамоты и благодарности правительства региона. Мало кто верил тогда, что за такой короткий срок можно построить аэропорт. Но мы справились.
Также значимым для компании было строительство Ледового дворца, жилых кварталов в Салехарде, железнодорожного вокзала в Лабытнанги, школ, больниц и других объектов в регионе.

- Компания внимательно следит за развитием новых технологий и появлением современных строительных материалов?

- За развитием новых технологий, конечно, следим, ведь отрасль постоянно меняется, и технологии активно развиваются. Сейчас большие возможности, а раньше, я неоднократно приводил этот пример, чтобы нарисовать радугу, мы смешивали три вида красок: белую, зелёную и красную – а сейчас технологически это было бы сделать гораздо легче.
В монолитном и каркасном домостроении современные технологии совершенствуются, стройматериалы улучшаются и для внутреннего, и для наружного применения, и мы, безусловно, стараемся соответствовать. Российская промышленность сейчас может обеспечить стройку всеми материалами нового поколения, произошло полное импортозамещение, мы применяем на стройплощадках отечественные материалы. В строительных процессах новые технологии также постоянно меняются, и надо, чтобы люди соответствовали, разбирались в них. Сейчас уже никто не работает с молотком и зубилом, ручной труд уходит, нужно обучать рабочих, специалистов, чтобы они и в технологических схемах хорошо разбирались.

- Тема Вашей кандидатской диссертации по экономике помогла в руководстве крупной строительной компанией?

- Многие проблемы, которые освещались в моей диссертации, потом реально происходили в последующие годы. Тема диссертации «Управление строительством в кризисный период» оказалась прикладной, и детальное изучение этой проблемы потом неоднократно помогало в управлении собственной строительной компанией. А кризисов мы пережили немало.

- Вопрос как к Председателю Правления СРО Союз «Строители ЯНАО». Кризис больно ударил по экономике, в том числе по строительной отрасли. Какие проблемы сейчас стоят перед СРО в вашем регионе?

- Сейчас очень сложное время: и кризис постарался, и правительство с законодателями не дают нам хотя бы двух-трёх лет, чтобы осмыслить изменения, в том числе, законодательные, привыкнуть к ним и адаптироваться, как появляются новые. Строительная отрасль переживает постоянные реконструкции. Проблемы сегодня сложные. В своё время, когда мы с единомышленниками создавали СРО для Ямало-Ненецкого автономного округа, была простая проблема: надо было создать саморегулируемую организацию и укрепиться в регионе, чтобы нашим строителям не было нужды ездить в Москву, в Петербург, чтобы была своя СРО в ЯНАО, чтобы строители могли зарегистрироваться у себя и получать консультации, помощь, сопровождение деятельности. Но в то время был закон, по которому строители могли регистрироваться в любой СРО и работать в любой точке России.
Сейчас СРО вернулись к региональной направленности. Те организации, которые не зарегистрированы на Ямале, должны выйти из СРО других регионов и зарегистрироваться у нас. И это правильно: есть закон, по которому мы несём ответственность за деятельность строительных организаций в своём регионе. В каждой СРО существует компенсационный фонд, и когда организация вступает в СРО, она делает взнос.
Компенсационный фонд покрывает все потери и риски, которые возможны в процессе деятельности строительной организации. Сейчас, согласно закону, государство разбивает компенсационный фонд на две части: первая – компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, вторая – фонд, из которого мы должны выплачивать, если строительная организация принесёт ущерб третьему лицу.
В ближайшее время, до 1 июля 2017 года, предстоит большая организационная работа: надо принять в СРО Союз «Строители ЯНАО» все организации Ямало-Ненецкого автономного округа, которые ранее в ней не состояли, а их около пятисот, и зарегистрировать в ЯНАО.
Вторая серьёзная проблема. Если ранее в свидетельствах указывались виды работ, то сейчас это отменяют и делают уровни ответственности: первый, второй, третий, четвёртый, пятый уровни. В этом тоже есть большая сложность. Раньше было понятно, что если ты специалист по промышленному или гражданскому строительству, то ты не можешь строить объекты атомной энергетики. Вернее, само здание ты построить можешь, а наполнение – уже не имеешь права. Сейчас не совсем понятно: организация может взять любой уровень ответственности, оплатить его, а дальше – хоть трава не расти? Сможет ли организация самостоятельно определить свой уровень ответственности и, самое главное, справиться с ним?
Третья проблема. Если с 1 июля два специалиста ГИПа (главных инженеров проекта) не будут включены в Национальный реестр специалистов в области строительства, то организации не имеют права продолжать деятельность. Мы, конечно, отправили документы на своих кандидатов, но вопрос об их включении в общий список будет решать специальная комиссия. А самая главная задача для СРО – защитить своих строителей и дать им работу. Работы, с одной стороны, много, но малые и средние предприятия, согласно ФЗ-372, могут сильно сократиться. Тем более, чем выше уровень ответственности, тем существеннее взнос в компенсационный фонд. И далеко не каждая организация с этим справится. Но закон для всех един, и его надо исполнять. А потом уже можно вносить какие-либо поправки. У нас часто делается наоборот. Очень хотелось бы, чтобы строительный комплекс страны прожил без изменений и экспериментов хотя бы года три. Но нам такой возможности не дают.

- Крайний Север – это всегда сложная логистика при доставке стройматериалов. Планируется ли открытие собственных производств в регионе?

- Логистика на Ямале не только сложная, она очень затратная. Логистическая схема матресурсов отрабатывается на каждом объекте. В Салехард стройматериалы можно доставить водным путём или по железной дороге до Лабытнанги, там железнодорожная станция, и всего 16 километров от административного центра ЯНАО, и разделяет их только река Обь. Но у нас есть такие объекты, например, посёлки Ныда, Гыда, куда материалы можно доставлять только летом, в июле. Этот этап открыт всего один месяц, и если не успел, то надо ждать потом целый год. А при современной системе торговли, при задержках в поставках трудно гарантировать, что материалы на дальние объекты будут доставлены своевременно. Открытие заводов по производству строительных материалов возможно, но в условиях Крайнего Севера – это очень сложная задача.

- Для строительных объектов на Севере нужны особые проекты. Вы делаете их своими силами или заказываете сторонним организациям?

- По-разному, какие-то проекты делаем сами, а более сложные и уникальные заказываем. На Севере, прежде чем выходить на объект, нужно сделать инженерные изыскания, и чем они сложнее, тем сложнее будет проект. Например, на площадке 20 на 20 метров может быть четыре и более несущих видов грунтов. Поэтому далеко не каждый проектировщик возьмёт на себя ответственность за изготовление нулевого цикла и далее – проекта. Тут должны работать профессионалы, которые знают особенности грунтов и наши климатические условия.
Конструктивные элементы, особенно нулевого цикла, должны выдерживать перепады температур от 50 циклов и выше. Такие конструктивные элементы должны быть изначально заложены в проект, потому что Север ошибок не прощает. Высококлассные специалисты по проектированию есть в Тюмени, Новосибирске, Омске. Они есть и у нас, поэтому с выбором профессионалов проблем никогда не было. Но в последнее время они появляются, так как те специалисты, которые работали ранее, уже заканчивают свою трудовую деятельность, потихоньку уходят. Они, конечно, передают свой опыт, и в институтах учат инженерной мысли и инженерному проектированию. Но в вопросах проектирования для Севера нужен серьёзный практический опыт, а у молодых специалистов его пока нет.

- Насколько остро стоит кадровая проблема в отрасли на Севере?

- С кадрами везде проблема, и стоит она достаточно остро уже не первый год. В последнее время хоть снова начали идти в инженерные институты, и это уже радует. А ранее ведь ещё позакрывали профессионально-технические училища строительного профиля. Нефтяники и газовики смогли оставить свои базовые учреждения, и у них с кадрами ситуация лучше, а в строительной отрасли – большая проблема. Одно время даже не было министерства строительства, нами руководило ведомство, курирующее ЖКХ. Вот с тех пор все проблемы и начались.

- Какие задачи стоят перед Комитетом по строительству в сфере предпринимательства ТПП ЯНАО, который Вы возглавляете?

- Торгово-промышленная палата, все региональные подразделения должны помогать малому и среднему бизнесу, потому что крупный бизнес и сам выживет. А те законы, которые сейчас пишутся, не позволяют развиваться малому и среднему бизнесу, сильно затрудняют его существование. Поэтому главная задача ТПП – поднимать эти вопросы на новый уровень, доводить до Правительства и Президента России, как когда-то это делал прекрасный человек и великий профессионал Евгений Максимович Примаков.

- Вопрос как к депутату Городской Думы Салехарда, где Вы руководите Комитетом по строительству, землепользованию и развитию предпринимательства. Доступно ли в регионе жильё для молодых семей, есть ли поддерживающие программы?

- Программы в регионе есть, и наша организация «ИСК ЯНАО» внесла свою лепту в обеспечение земляков жильём на льготных условиях. Десять лет назад в регионе была ипотечная программа обеспечения бюджетников жильём, в которой наша организация выступала одним из инициаторов проекта с финансированием участников под 5% годовых на 10 лет. Никто не верил, что возможны такие сказочные условия для людей. Мы построили вместе с турецкой фирмой – они у нас тогда были подрядчиками – 171 квартиру. Поручителем программы выступала Администрация города Салехарда, финансирование обеспечивал Фонд Регионального развития ЯНАО. Уже более девяти лет мы на безвозмездной основе осуществляем реализацию данной программы.
Жилищные программы в ЯНАО есть, но если говорить о программах для молодёжи, то они не могут быть выше федеральных программ. Для детей-сирот есть специальные программы, кстати, в ЯНАО все дети-сироты полностью обеспечены жильём. Есть и для бюджетников ипотечные программы, которые ранее субсидировались. В нашем регионе стоимость квадратного метра для бюджетного сегмента – 69 тысяч рублей, что позволяет строителям иметь небольшую процентную часть рентабельности. И я считаю, что в стране все семьи, и бюджетники, и молодёжь, да и любая другая семья должны иметь возможность решать основную жизненную проблему - жильё на основе доступности: рассрочки на 25 лет и с процентной ставкой до пяти процентов годовых.

- А в жизни коренных малочисленных народов ваша компания принимала участие?

- Да, мы строили дороги, жильё, школы, больницы, благоустраивали посёлки.

- Михаил Владимирович, Вы лидер и душа своей организации, профессионал и непререкаемый авторитет в строительной отрасли не только в регионе, но и в стране. Что в Вашем понимании значит быть профессионалом?

- Безусловно, надо любить свою профессию и отдавать ей всё, что когда-то получил от своих учителей, от наставников, от партнёров, с которыми работал. Но в первую очередь – надо очень любить свою профессию.

- На кого Вы равнялись в своей жизни? Кто ваши учителя, жизненные авторитеты?

- В детстве основным авторитетом, кроме родителей, стала моя первая учительница Мария Исаевна, которая была душой нашего класса. Всю жизнь я равнялся на свою маму, которая была очень хорошим, редким человеком. Я родился в рабочей семье, и, конечно, отец, который работал на шахте в Донецкой области проходчиком, был для меня авторитетом. Учился я и у своих наставников, руководителей, когда начинал столяром-станочником на заводе в украинском зелёном городе Черкассы. Это и директор завода Александр Одокиенко, и начальник строительного монтажного управления Владимир Чепа. У них много чему можно было научиться. И учили они твёрдо и серьёзно.
Вспоминается случай, когда перед моим назначением главным инженером строительно-монтажного управления Чепа позвал меня на одну из строек. Там была большая реконструкция, в которой участвовало около десяти предприятий. И случилась авария. Он меня оставил там одного и сказал: «Ты будешь выступать как генподрядчик, в течение недели разберёшься с проблемами, тогда будешь главным инженером, не разберёшься – будешь прорабом». Пришлось разобраться. Вот такая была учёба – глубокая и принципиальная.

- Каким ценностям и принципам учили в семье?

- Семья учила меня честности и порядочности, и именно эти качества я больше всего ценю в людях. Если у человека есть эти качества, то думаю, что я с ним уже могу пойти в разведку. А если нет таких качеств, то даже и работать с такими людьми не хочется. Хотя с годами научился подстраиваться под обстоятельства и людей, быть не таким категоричным.

- Когда пришло решение стать строителем?

- Решение пришло, думаю, ещё в детстве. Мой дед был строителем. После школы я поступил во Львовский политехнический институт на факультет ПГС. Но по семейным обстоятельствам его не окончил, ушёл в армию. Служил в артиллерийских войсках. А потом вернулся, поступил в Киевский политехнический институт, снова на специальность «Промышленное и гражданское строительство». И я ни разу не пожалел, что выбрал профессию строителя.

- Вы росли и учились на Украине, и наши народы всегда были братскими, едиными. События последних лет разъединили наши страны. Что, на Ваш взгляд, надо делать, чтобы улучшить отношения между нашими странами и народами?

- Я всегда считал, что украинцы и русские – это единый народ. Годы и целые поколения потеряны. Ребёнок воспитывается с молоком матери. Целое поколение выросло с негативным отношением к России. Надо серьёзно менять идеологическую направленность и предлагать странам бывшего Союза такие ценности, которые будут сплачивать народы, а не разъединять. И на этих ценностях растить новые поколения.

- А на Севере какая молодёжь?

- Молодёжь, в том числе у нас на Севере, она лучшая, и я всегда так считал! Современные молодые люди, дети, они такие, какими мы их воспитали. Сейчас, в век информационных технологий, для них компьютеры, телефоны и другая техника играют большую роль в жизни. К сожалению, иногда заменяют живое человеческое общение.

- Сами с современной техникой дружите?

– Да, вполне, по мере необходимости. Конечно, не на уровне программиста, но я вполне уверенный пользователь, да и время сейчас обязывает.

- Сибиряки, северяне – особые люди, какие у них, на Ваш взгляд, отличительные черты характера?

- Да, сибиряки и северяне – это люди с особенным характером. Они добрые, вдумчивые. Всегда готовы помочь человеку в трудный момент. У них нет никакой корысти. Они умеют дружить. Это очень душевные люди.

- Где бы Вы хотели ещё побывать в Сибири?

– В Якутии. У меня там друзья...

- Блиц-опрос. Ваши любимые:

• города – Салехард, Муравленко, Киев;
• архитектурные объекты, кроме тех, что построили сами – сталинские высотки в Москве;
• виды спорта – игровые виды спорта, которыми я и сам занимался: футбол, баскетбол, волейбол, хоккей;
• блюдо – жареная картошка;
• книга – много разных, но самая любимая – «Война и мир»;
• фильм – «Доживём до понедельника»;
• музыка – и классическая, и другие жанры;
• певец – Эдуард Хиль;
• певица – Валентина Толкунова;
• актёр – Михаил Евдокимов;
• актриса – Элина Быстрицкая, особенно в роли Аксиньи в «Тихом Доне».

- Михаил Владимирович, о чём Вы мечтаете, как человек и как строитель?

- Как и все родители, мечтаю, чтобы были здоровы и благополучны мои дети и внуки. Я богатый дед: у меня пять внуков и одна внучка. Целая баскетбольная команда! Старший внук в этом году оканчивает школу, но на строителя учиться не планирует, хочет стать журналистом. А младшему внуку всего год. Мы не так нечасто видимся, семьи моих детей живут в Тюмени и в Подмосковье. Но когда есть возможность, стараемся собраться всей нашей большой семьёй!
А как профессионал, в ближайшее время мечтаю успешно закончить застройку ещё одного жилого квартала в центре Салехарда. Наверное, оглядываясь назад, можно сказать, что я не зря приехал на Север, не зря живу и работаю в Салехарде. И вношу свою лепту в облик любимого города. А дальше – время покажет.

- Спасибо.

5 мая 2017 года
Беседовала Светлана Хаткевич

Источник: Деловой журнал «Профессионалы России»

 


1998-2017©
АО "Инвестиционно-строительная компания ЯНАО".
Все права защищены.
Контакты:
Адрес: 629007, г. Салехард., ул. Свердлова 43а
Телефон: 8(34922) 4-83-08 Факс: 8(34922) 4-83-08
E-mail: isk@salekhard.ru